С какого возраста можно начинать ортодонтическое лечение?
Чем раньше будут выявлены дефекты прикуса и зубного ряда, и начнется лечение, тем эффективней будут результаты.
Приводить ребенка на первичный осмотр к стоматологу-ортодонту можно с первых лет жизни. Если после диагностического исследования подтвердятся подозрения на аномалии прикуса, врач поставит диагноз. Ортодонтия часто предлагает лечение зубочелюстных аномалий с применением съемных конструкций – трейнеров и пластинок, которые показывают высокую эффективность в лечении в период активного роста ребенка (до 12 лет).
С 12-14 лет такие конструкции не используются в лечении, что обусловлено отсутствием эффективности. Для коррекции аномалий зубного ряда у подростков подбираются брекет-системы.
Дефекты развития зубочелюстной системы у детей
Основная часть пациентов детской стоматологической ортодонтии – дети с аномальным прикусом. Неправильное смыкание зубов верхней и нижней челюсти можно распознать по некоторым признакам.
Признаки аномалий прикуса:
-
между зубами большие щели;
-
ночной скрежет зубами;
-
скученность зубов в ряду;
-
речевые нарушения;
- ребенок может жаловаться на болевые ощущения при пережевывании пищи, также не исключаются головные боли.
Зубочелюстные аномалии у детей классифицируют на несколько видов.
Виды патологии:
1. Глубокий прикус – верхние зубы в состоянии смыкания полностью закрывают нижние резцы.
2. Открытый прикус – зубы верхней и нижней челюсти при смыкании не соприкасаются друг с другом.
3. Дистальный – при таком прикусе зубы верхней челюсти сильно выдвигаются вперед. Если наблюдается выдвижение зубов нижней челюсти, диагностируется мезиальный прикус.
4. При смещении зубных дуг по отношению друг к другу определяется перекрестный дефект прикуса.
Причины аномального развития прикуса у детей
По мнению опытных врачей-ортодонтов у более 50% детей неправильный прикус формируется по причине наследственной предрасположенности. У остальных пациентов дефекты развития носят приобретенный характер.
Причины аномалий прикуса:
1. Вредные привычки малыша – сосание пальца, длительное применение пустышки, покусывание губ, языка.
2. Искусственное вскармливание малыша.
3. Неправильное положение головы во время сна.
4. Ранняя потеря молочных зубов.
5. Дыхание через рот.
6. Болезни ЛОР-органов хронического характера.
Ортодонтические методы лечения в детской стоматологии
При лечении зубочелюстных аномалий в детской ортодонтии применяются эффективные методы лечения, предусматривающие использование съемных и несъемных конструкций.
Ортодонтические аппараты для коррекции дефектов зубов и прикуса:
1. Трейнер – стоматологическая съемная 2-х-челюстная каппа, корректирующая положение зубов и восстанавливающая правильную работу мышц. Такие конструкции изготавливаются из безопасных полиуретановых полимеров, не вызывающих аллергические реакции. Показаны для лечения ортодонтических проблем детям от 3-х до 12 лет: при скученности зубов, глубоком и открытом прикусе, неправильном глотании и логопедических проблемах.
2. Брекет – специальная ортодонтическая система, состоящая из дуги и крошечных замочков, закрепляемых к поверхности зубов. Конструкция также может включать крючки, эластики, кольца и лигатуры. Изготавливаются из разных материалов: металлических сплавов, керамики, пластика, сапфиров, титана. Делятся на несколько групп по расположению на зубах. Показаны для ношения подростам и взрослым пациентам при лечении аномального положения отдельных зубов или всего зубного ряда, дефектах прикуса, коррекциях профиля, а также при подготовке полости рта к протезированию или имплантации.